Будь диджитал: от тактики выживания к стратегии успеха

Будь диджитал: от тактики выживания к стратегии успеха

Уже несколько лет кряду формулировки «цифровизация бизнеса», «бизнес 4.0», «диджитал трансформация» стали модными и даже обязательными темами в нашей бизнес-среде. И не секрет, что часто эти формулировки становились частью туманных долгосрочных стратегий и маркетинговых планов «на будущее, которое за диджиталом». Как не секрет и то, что диджитализация в нашей стране до сих пор проходила слишком медленно. Но разразившийся коронакризис со всей беспощадностью обнажил простой факт, что переход в цифровую среду – это уже не будущее бизнеса, это вопрос его физического выживания в настоящем.

Компании были вынуждены в экстренном порядке переходить на процессы и технологии, которые они не планировали внедрять уже сейчас. И делать это очень быстро. Скорость вообще стала ключевым фактором успеха в новых условиях: скорость трансформации, скорость обслуживания, скорость реагирования на изменения, скорость принятия решений и их внедрения, скорость обучения. А диджитализация бизнеса – это единственная движущая сила, которая позволяет сегодня развить эту жизненно необходимую скорость. «Стань диджитал или исчезни» – девиз сегодняшнего дня. Вот лишь некоторые преимущества диджитализации, в которых скорость играет решающую роль:

– экономия времени и увеличение продуктивности как результат автоматизации производства и внутренних процессов компании;

– оптимизация и ускорение внешних и внутренних коммуникаций;

– новый уровень обслуживания клиентов и стимулирование их к приобретению большего количества товаров\услуг (быстрые возможности кросс-продаж/ upsell-продаж)

– конкурентные возможности в результате внедрения нового, лучшего клиентского опыта.

Вторым важнейшим фактором после скорости стала глубина трансформации. Те, кто ситуативно подключил диджитал-каналы, чтобы выжить в трудное время, исчезнут следующими, после тех, кто вообще этого не сделал. Пандемия стала катализатором необратимых изменений – и экономических, и социальных. Полного отката назад уже не будет, а это значит, что диджитал трансформация – это навсегда, а не на время. И что от активных экспериментов на выживание необходимо быстро переходить к масштабированию и углублению цифровых изменений.

Основные направления этого масштабирования:

– новая культура работы трудовых коллективов. После экспериментов с удаленной работой многие рабочие процессы будут частично или полностью переведены в удаленный формат, потому что при правильных технологиях и управлении это выгодно всем;

– нетворкинг и цифровые бизнесс-коммуникации станут реальной и более быстрой альтернативой личным встречам и воркшопам;

– непрерывное профессиональное развитие и обучение благодаря стремительно развивающимся образовательным платформам;

– контроль сбоев и нарушений в цепочках поставок и производственном процессе тоже уходит в диджитал, благодаря растущему запросу на автоматизацию и роботизацию процессов.

В итоге, ни один современный бизнес не сможет быть успешным без эффективно работающей стратегии цифровой трансформации. Выживут в долгосрочной перспективе те компании, у кого будут лучшие инструменты, позволяющие им быть гибкими и быстрыми. Компании, которые быстрее других смогут реагировать на изменения потребительских запросов, регулировать цепочки поставок. А также те, кто будет в состоянии задействовать свою рабочую силу действительно в любом месте.