Социологические опросы и электоральные исследования: как это работает

Как проводятся «политические» исследования и зачем они нужны — рассказывает Владимир Косенко.

Büro.MT занимается проведением соцопросов и электоральных исследований для разработки и ведения выборных кампаний уже почти два десятилетия. В преддверии очередных выборов мы решили поделиться опытом и попросили нашего исследователя-аналитика немного рассказать об особенностях «политических» исследовательских проектов.

Один из самых актуальных для широкого общества вопрос: как отличить реальные данные социологических опросов от «фейков»? Ближайшие «дерби» состоятся 31 марта 2019 года — в этот день пройдет первый тур выборов Президента Украины. Электоральные исследования на этот счёт представили уже более 10-ти социологических компаний. Анализируя их, можно выделить два очевидных момента:

1. Независимо от того, что проведение электоральных исследований примерно совпадает по времени, «цифры» у различных компаний могут отличаться довольно существенно. Это не всегда означает «влияние» на результаты. Некоторые ошибки в результатах соцопросах, которые решаются законом больших чисел, зачастую изначально закладываются в каждое из таких исследований.

2. Структура и количественные характеристики выборки, как правило, могут сыграть решающую роль в конкретных полученных цифрах. Иногда электоральный опрос около 1200 респондентов даёт теоретическую ошибку в пределах 2,82% (из расчёта всего населения Украины, в случае полного соблюдения демографических квот), тогда как опрос 2400 респондентов позволит снизить размер теоретически допустимой ошибки к 2%.

Проведение социологических исследований для полноценного старта кампании следует начинать с качественных социологических методов (например, с организации фокусных групповых дискуссий). Проведение социологического опроса в итоге может дополнять их, но, всё-таки, является вторичным инструментом получения информации.

Социологический опрос следует проводить по месту жительства респондентов. Это даст реальную возможность построить выборку, базированную на демографических характеристиках реальных избирателей.

Многих политических игроков также могут заинтересовать проведение социологических опросов по телефону, но тут следует учитывать два фактора:

1. Экономия бюджета зачастую будет лишь «видимой», так как данные, полученные во время телефонного опроса, придётся валидизировать с помощью поквартирных электоральных исследований.

2. Любое исследование (как телефонное, так и онлайн), не обеспечивающее репрезентативность, может считаться только «условно репрезентативным» ввиду изначальной ограниченности избранной аудитории.

Исходя из вышеперечисленного, реальная стоимость социологического исследования будет только выше из-за того, что полученные путем «телефонного опроса» данные придется проверять путем репрезентативного исследования.

Социологические опросы в Украине предлагают довольно много различных агентств, при этом в организации «социологии», по нашему мнению, следует доверять компаниям, которые имеют стаж в проведении электоральных исследований, данные которых подкреплялись реальными результатами «по факту» прошлых голосований.

Раскроем несколько важных аспектов проведения количественных электоральных исследований методом экспресс-замеров информации:

1. Социологические опросы должны проводиться исключительно по месту жительства респондентов.

2. Для обеспечения надежности полученной информации необходимо опрашивать не менее 310 человек из расчета на 100 тысяч населения каждого избирательного округа.

3. В период активной избирательной кампании такие «социологические срезы» должны проходить не реже одного раза в месяц.

Büro.MT всегда готово помочь в проведение социологических опросов в Киеве и Украине, разработке креативной избирательной кампании: от организации электоральных исследований «под ключ» (как качественных, так и количественных), разработке брендинга политической силы, смыслов, месседжей кампании (как отдельного кандидата на мажоритарном округе, так и региональной или всеукраинской политической силы) — до поддержки в день голосования (проведение exit-poll). Решение есть всегда!