Бюро Маркетинговых Технологий занимается проведением соцопросов и электоральных исследований для разработки и ведения избирательных кампаний уже почти два десятилетия. В преддверии очередных выборов мы решили поделиться опытом и попросили нашего исследователя-аналитика немного рассказать об особенностях «политических» исследовательских проектов.
Один из самых актуальных для широкой общественности вопросов: как отличить реальные данные социологических опросов от «фейков»? Ближайшие «дерби» состоятся 31 марта 2019 года — в этот день пройдет первый тур выборов Президента Украины.
Электоральные исследования на этот счет представили уже более 10-ти социологических компаний. Анализируя их, можно выделить два очевидных момента:
1. Независимо от того, что проведение электоральных исследований примерно совпадает по времени, «цифры» у разных компаний могут отличаться довольно существенно. Это не всегда означает «влияние» на результаты. Некоторые ошибки в результатах соцопроса, которые решаются законом больших чисел, часто изначально закладываются в каждое из таких исследований.
2. Структура и количественные характеристики выборки, как правило, могут иметь решающую роль в конкретных полученных цифрах. Иногда электоральный опрос около 1200 респондентов дает теоретическую ошибку в пределах 2,82% (из расчета всего населения Украины, при полном соблюдении демографических квот), тогда как опрос 2400 респондентов позволит снизить размер теоретически допустимой ошибки до 2%.
Проведение социологических исследований для полноценного старта кампании следует начинать с качественных социологических методов (например, с организации фокусных групповых дискуссий). Проведение социологического опроса в итоге может дополнять их, но, все-таки, является вторичным инструментом получения информации.
Социологический опрос следует проводить по месту жительства респондентов. Это даст реальную возможность построить выборку, основанную на демографических характеристиках реальных избирателей.
Многих политических игроков также может заинтересовать проведение социологических опросов по телефону, но здесь стоит учитывать два фактора:
Учитывая вышеперечисленное, реальная стоимость социологического исследования будет только выше — потому что полученные путем «телефонного опроса» данные придется проверять путем репрезентативного исследования.
Социологические опросы в Украине предлагают достаточно много различных агентств, при этом в организации «социологии», по нашему мнению, следует доверять компаниям, которые имеют стаж в проведении электоральных исследований, данные которых подкреплялись реальными результатами «по факту» прошлых голосований.
Раскроем 3 важных аспекта количественных электоральных исследований методом экспресс-измерений:
1. Социологические опросы должны проводиться исключительно по месту жительства респондентов.
2. Для обеспечения надежности полученной информации необходимо опрашивать не менее 310 человек из расчета на 100 тысяч населения каждого избирательного округа.
3. В период активной избирательной кампании такие «социологические срезы» должны проходить не реже одного раза в месяц.
Бюро Маркетинговых технологий, как агенство, всегда готово помочь в проведение социологических опросов в Киеве и Украине, разработке креативной избирательной кампании: от организации электоральных исследований «под ключ» (как качественных, так и количественных), разработке брендинга политической силы, смыслов, месседжей кампании (как отдельного кандидата на мажоритарном округе, так и региональной или всеукраинской политической силы) — до поддержки в день голосования (проведение exit poll).
Спасибо за просмотр и за ваши вайбс:)